Первый раз в первый класс

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей. Мир, который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные. Очень важный вывод, который сделали психологи, заключается в том, что одной из главных причин возникновения стресса является недостаточность информированности. Говоря проще, чем меньше человек знает о ситуации, тем сильнее его волнение и тревога. Поэтому, родителям необходимо сделать школу знакомой для ребенка как можно раньше, до 1-го сентября.

 

Главное, чтобы будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

Советы психолога родителям первоклассников:

  • Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  • Не торопите. Умение рассчитать время — ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  • Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку», постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда надо выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14–16 часов.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10–15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  • Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка «Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!». Похвала (даже если не очень получается) необходима.
  • В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то ...».
  • Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  • Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  • Учтите, что даже «совсем большие дети» (мы часто говорим 7–8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную работу.

 Педагог-психолог МБУ «ЦППМС» О. А. Тронина