Психологи отвечают на вопросы о насилии в школе

Насилие в школах – современная проблема? Или раньше его было не меньше?

– Объективно на этот вопрос ответить нельзя. В современных школах этого насилия много за счет того, что есть постоянные примеры для подражания: кто-то выкладывает в сеть видео избиения одноклассников, а остальные хотят повторить, так же прославиться. Этот тренд никак не блокируется, довольно часто остается безнаказанным. Психологов в школах сократили. И никто не задумывается, почему происходят подобные инциденты, их не разбирают.

По каким причинам дети становятся агрессивными?

– Причин много, но главная в том, что у нас все общество нагружено огромным количеством психологических проблем. Мы находимся в постоянной борьбе, стремимся быть не хуже всех. Довольно часто эта борьба распространяется и на детей: очень хочется, чтобы ребенок ничем не отличался от других, и чтобы у него все было. Причем под «все» подразумевается в первую очередь материальный достаток. Родители все чаще забывают о душах, об умах детей, не уделяя им свое время. Можно находиться рядом с ребенком, но при этом не быть вместе с ним: не общаться, не интересоваться его мыслями и делами. Конечно, все проблемы начинаются не в подростковом возрасте, все идет из раннего детства. К подростковому возрасту все накопленные проблемы превращаются в один большой снежный ком.

Есть ли надёжная профилактика отклонений в психике у детей?

Единственная надёжная профилактика – это подготовка родителей. Людям надо со школьной скамьи объяснять, что такое ребенок, каково жить с ребенком, какие чувства он испытывает. У нас родители этого не знают. Они рожают себе пупсика, который к трем годам перестает подчиняться им, и начинаются проблемы. У нас является нормой физическое насилие по отношению к детям, хотя, казалось бы, мы живем в современной стране. Насилие со стороны родителей рождает насилие в ребенке.

Когда стоит обязательно показать ребенка психологу, на какие особенности в поведении обратить внимание, чтобы не прокараулить беду?

– Психологу имеет смысл нанести визит после первого класса и в 10–12 лет. Если ребенок закрывается, если много времени сидит отрешенным от вас, не общается с вами, агрессивен, огрызается, постоянно швыряет предметы, делает другие вещи, которые вызывают у вас внутреннюю тревогу – все это повод для похода к психологу.

Допустим, проблемы с психикой ребенка становятся очевидными, понятно, что он агрессивен и недалеко до взрыва. Что предпринять его родителям в такой ситуации? Изолировать ребенка от общества?

– Иногда и стоит изолировать, но родитель не может этого решить сам, без помощи специалиста. Обязательно нужно обращаться к психологам, психиатрам. И очень хочется верить, что вернут психологов в школе именно как службу, у которой будет время наблюдать за детьми и анализировать их поведение.

Есть ли способ оградить ребенка от чужого влияния?

– Единственный способ – быть для своего ребенка большим авторитетом, чем тот человек, который оказывает влияние. Авторитет зарабатывается с самого рождения ребенка. Очень важно выстраивать доверительные отношения, показывать положительный пример. Авторитет – это, прежде всего личный пример.  

Если в классе есть очевидный агрессор, из-за которого страдают другие дети, как родители могут их защитить?

– Родителям сложно защитить ребенка, потому что их нет в школе, и объективно они не видят ситуацию. Такие проблемы должны выявлять педагоги.  У педагогов остается все меньше времени для работы с детьми как с личностями. И все же школу нельзя исключать из жизни ребенка.

Стоит ли молчать, когда происходят трагедии, или про них надо говорить как можно громче, чтобы остановить их распространение?

Об этом надо говорить, но без деталей и подробностей, как это делается сейчас в СМИ. Чересчур много подробностей: как зашли, как обошли охрану, какое оружие использовали, – все это является инструкцией для тех, кто вздумает повторить. Ведь эти парни – вроде как «герои», их по телевизору показывают, обсуждают. Как правило, взрослым это кажется глупым, но подростковый кризис такой странный.

 

Директор ЦППМС

Ольга Владимировна Горновая