Если ребенок плохо учится, что-то мешает ему учиться хорошо

Ребенка не заставишь делать домашние задания, учителя жалуются, что на уроках он занимается чем угодно, только не учебой. Почему это происходит и как можно изменить ситуацию.

Прежде всего, имеет смысл объективно оценить сложившуюся ситуацию. Иногда родители (а зачастую и учителя) изначально предъявляют к ребенку настолько завышенные требования, что он в силу возрастных особенностей никогда не станет в их глазах «успешным учеником».   

Если ребенок справляется со школьной программой, спокойно идет утром в школу, осваивает основные школьные навыки, это означает, что ребенок вполне успешно учится. Даже если он при этом с нежеланием садится за уроки дома, неаккуратен в тетрадях, крутится на уроках или плохо ведет себя на переменах.   

Причины проблем с учебой

Если проблемы с учебой все же вызывают тревогу, начать нужно с поисков причин этих трудностей. Основной тезис, который стоит понимать родителям, — если ребенок плохо учится, что-то мешает ему учиться хорошо. Не существует младших школьников, которые хотят быть плохими учениками, даже если они это прямо заявляют.  

Возможные причины

Начало учебы при неготовности ребенка к школьному обучению. Дети, не успевшие наиграться в дошкольном возрасте, играют еще всю начальную школу. Это обычно дети, которые часто отвлекаются на уроках, болтая с одноклассниками, что-то напевая, рисуя в тетради.  

Индивидуально-психологические особенности ребенка. Гиперактивность, медлительность, повышенная тревожность, быстрая утомляемость — все эти особенности могут значительно осложнить учебную деятельность ребенка, если не учитывать их в организации обучения.

Недостаточное развитие основных познавательных психических функций. Память, мелкая моторика, восприятие, мышление — недостаточный уровень развития любой из этих функций ведет к серьезным трудностям в обучении. При этом причины низкого уровня развития памяти или восприятия могут лежать и в физиологической плоскости.  

Что делать бесполезно

Однозначно бесполезны увещевания о необходимости учебы (поступлении в вуз, поиске хорошей работы и т.д.), младший школьник еще не мыслит такими категориями.

Бесполезно давить на ребенка при выполнении домашних заданий, заставляя переделывать много раз и вызывая все больший негатив. Основная задача начальной школы — сформировать и сохранить учебную мотивацию, пусть даже за счет неидеально сделанного домашнего задания.   

Вредны любые наказания, особенно лишением прогулок, игр. Ребенку и так не хватает спонтанного общения с друзьями и игр, а родители еще больше его в этом ограничивают: остается заниматься этим в школе на уроках. Ребенок в любом возрасте не должен ограничиваться лишь учебной деятельностью.   

Наказания бесполезны, потому что ребенок ведет себя так не от собственной «вредности», а потому что не справляется, не может иначе. Решение в том, чтобы искать пути помощи ребенку.

Что нужно делать

Прежде всего, важна безусловная родительская любовь. Многие родители с началом школьной жизни ребенка делают акцент в общении с ним на его учебе, забывая, что главная функция семьи не образование, а эмоциональное тепло и любовь, не зависящая от успехов и неудач ребенка. Это тот фундамент, без которого невозможно эффективное обучение и развитие.

Важно, чтобы общение школьника с родителями не ограничивалось вопросами учебы, чтобы в нем оставалось место для совместных интересных дел, прогулок, игр. 

Необходима поддержка любых, даже маленьких достижений школьника. И основной путь, конечно, в постепенном развитии познавательного интереса: нужно совместно с педагогами приложить максимум усилий к тому, чтобы учиться ребенку было интересно. Нужно также дать ему возможность явно видеть свой прогресс по сравнению с самим собой, а не другими детьми.

Однако, прежде всего, нужна действенная помощь ребенку в преодолении трудностей, мешающих его успешной учебе. Лучше всего обратиться к школьному психологу, чтобы специалист понаблюдал за ребенком в учебных ситуациях, провел диагностику, а потом совместно с родителями и учителями разработал программу помощи ребенку в адаптации к школе и развитию познавательных потребностей.

Ольга Владимировна Горновая, директор ЦППМС