советы учителя-дефектолога


Для чего нужен  учитель-дефектолог?

Учитель-дефектолог – это специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Иными словами учитель-дефектолог в узком смысле – это коррекционный педагог.

 

Учитель-дефектолог – это педагог, который поможет вашему ребёнку познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития.

 

Учитель-дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка. Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

 

Учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

 

Деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей дошкольного возраста.

 

Вся деятельность проводится с учетом особенностей каждого ребенка персонально. Кроме непосредственно образовательной деятельности  с ребенком учителя-дефектологи  консультируют педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка. 

 

Дорогие родители, не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам. Специалист поможет вам в организации условий развития и обучения вашего ребенка!!!

Екатерина Михайловна Сайфуллоева, учитель-дефектолог 


 Возможные нарушения письма у школьников младших классов

Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают огромное количество ошибок  в таких словах, где и ошибиться невозможно? В тетради видим, на первый  взгляд, невероятные ошибки: пропуски и перестановки букв и слогов, слитное написание и разрыв слов, дети путают  звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению и написанию.

 

Русский язык в начальной школе — центральный предмет, основа общего образования. Важнейшей задачей учителя является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме. 

В последнее время  возросло число детей, имеющих трудности в обучении. Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе.

К таким симптомам могут быть отнесены:

  • расторможенность,
  • гиперактивность,
  • неумение контролировать своё поведение,
  • непослушание,
  • недостаточность внимания,
  • несобранность,
  • утомляемость,
  • отвлекаемость,
  • недостатки речевого развития,
  • моторная неловкость и неуклюжесть, особенно в тонких движениях кисти руки.

 

Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно.

 

Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.

Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв. Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения.

Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций:

  • записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха);
  • буква  (или   слог,   или  слово), которая записывается, должна  быть проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения). Особенно это важно в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи;
  • таким образом: «услышал слово», «проговорил»  теперь идёт процесс перевода   фонемы   в   графические   знаки  «буквы», с учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку;
  • теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика»  движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: кинестетические ощущения (ощущения в пространстве); кинетические ощущения (ощущения во времени);
  • для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок: пропуск гласных и согласных; перестановка слогов в слове; добавление букв или слогов; недописывание окончаний слов; слитное написание слов, предлогов со словами.

Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен. Поэтому, если где-то произошло нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть, целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые необходимы для нормального  овладения процессом письма: дифференцированное слуховое восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной речи, обогащать словарный запас, заботиться о формировании грамматического строя речи.

 

Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика. Вместе с тем, научить и сделать так, чтобы он захотел учиться – главная забота взрослых.

 

Все мы разные и каждый вписывается в этот мир по-своему. У ребенка нет нашего жизненного опыта, он только начинает учиться жить в обществе. И поэтому, счастлив тот ребенок, учителя, наставники которого ищут, протаптывают для него ту единственную тропинку, которая приведет его к цели. Это сложный путь для любого педагога, но его итог – здоровье, успехи ребенка, его будущее.

Екатерина Михайловна Сайфуллоева, учитель-дефектолог