Советы педагога-психолога


Весна – это всегда яркое солнце, тепло, пение птиц, а также сонливость, усталость, головная боль.

Больше всего весеннее недомогание заметно у школьников, они то и дело жалуются на низкую работоспособность, рассеянность внимания, сонливость. Учителя отмечают, что многие дети в этот период начинают хуже учиться.

Как помочь ребенку справиться с весенним недомоганием, ведь впереди конец учебного года, сложные контрольные, экзамены?

 

7 советов для здоровья школьника

 

1. Обычно недомогания в весенний период чувствуют те дети, которые плохо соблюдают режим дня. Если ваш ребенок не соблюдает режим, то весна – это отличное время для того, чтобы наладить распорядок. Следите за тем, чтобы ребенок чередовал работу с отдыхом, чтобы он вовремя ложился спать, вовремя просыпался, тратил на сон не менее 7-8 часов.

 

2. Также весенняя слабость чаще настигает тех школьников, которые ведут пассивный образ жизни. Состояние ребенка быстро улучшиться, если он каждый день будет проводить хотя бы час-полтора на воздухе, играя в подвижные игры.

 3. Здоровый сон. Помните, что ребенок должен спать не менее восьми часов в сутки. Не стоит препятствовать желанию ребенка поспать днем в выходные, особенно, если речь идет о младшем школьнике. Лучшее время для дневного сна – с 13 до 15 часов. Также рекомендуют соблюдать некоторые рекомендации по поводу продолжительности сна, по мнению ученых, она должна быть кратна 45 минутам, ведь таков физиологический цикл сна.

 

4. В этот период стоит снизить нагрузку ребенка. Не гонитесь за первенством во всем, невозможно и не нужно везде быть первым, гораздо лучше быть здоровым и веселым. Поэтому позвольте ребенку отказаться от очередных дополнительных занятий, снизьте планку ваших требований к ребенку, разрешите ему что-то выполнять по минимуму.

 

5. Внимание! Лень! Не стоит наказывать ребенка, если он вдруг стал лентяем, лучше поговорите с ним, определите причины этой лени, скорее всего, она вызвана перегрузками, усталостью. В этом случае ребенку нужно помочь справиться с нагрузками.

6. Правильное питание. Весной в рационе ребенка обязательно должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Также можно разбавить традиционной рацион чаем из шиповника, витаминными напитками из клюквы, брусники. Также можно в этот период принимать поливитамины для поддержания организма, их вашему ребенку должен назначить доктор.

 

7. Лечение любовью. Если ваш ребенок жалуется на недомогания, возможно, дело не столько в том, что его организму не хватает витаминов, а в том, что ему просто не хватает внимания, ласки, заботы. Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, интересуйтесь его проблемами, говорите с ним, и его состояние улучшиться.

Удачного вам окончания учебного года!

Ольга Владимировна Горновая, педагог-психолог


Дети и соцсети

Ни для кого не секрет, что дети сегодня пользуются социальными сетями! Одни предназначены только для детей, другие предназначены для взрослых  (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, YouTube, Twitter). Регистрируясь в социальной сети, ребёнок должен понимать, что его действия на своей страничке могут просматриваться различными пользователями.  Так же детям необходимо рассказать и о таких вещах, как: 

  • Кибербуллинг представляет собой появление сообщений в социальных сетях, содержащих угрозы, оскорбления, запугивание или травлю. 
  • Ещё вероятность встреч с незнакомыми людьми и грумминг — ещё одна опасность использования социальных сетей. Добавляя в «друзья» совершенно незнакомых людей и общаясь с ними, ребёнок подвергает себя опасности. Наивный малыш может разгласить информацию о себе и своей семье, подвергнуться давлению, вымогательству и шантажу. Нередки случаи, когда, представляясь сверстником в онлайн-чате, злоумышленник настаивает на личной встрече, которая может обернуться для ребёнка насилием или даже похищением.

 

Родителям следует просвещать ребёнка по безопасному использованию сайтов социальных сетей, а как?

  • Интересуйтесь виртуальными друзьями ребёнка. Узнайте, нет ли среди его «друзей» сомнительных личностей, которые причиняют беспокойство ребёнку. Не паникуйте. Скажите ребёнку, что о таком необходимо рассказывать, и что родители помогут справиться с появившейся проблемой. 
  • Создайте правила. Как только ваши дети станут самостоятельными при пользовании интернетом, объясните им несложные правила.  Можно ли им заводить аккаунты в социальных сетях,  кого они в таком случаем могут принимать в «друзья», сколько времени им уделять на такое виртуальное общение и т. д.  В случае несоблюдения правил — удалите страницу из сети самостоятельно или обратившись к администратору.
  • Обращайте внимание на возраст. Обратите внимание на то, что большая часть социальных сетей не допускает участия в них детей, не достигших 13-14-летнего возраста. 
  • Следите за контентом. Каждая социальная сеть имеет правила пользования и ограничения относительно содержания публикаций. Обычно, это контент оскорбительного характера и т. п. Ознакомьтесь с ребёнком с этими правила и следите, чтобы юный пользователь интернета их не нарушал. Возьмите в привычку время от времени просматривать страничку вашего ребёнка.
  • Запрет на встречи. Запретите ребёнку лично встречаться с кем-то, с кем они познакомились в сети. Объясните реальную угрозу таких встреч. А лучше — взять за правило не принимать незнакомцев в друзья. Пусть дети общаются в виртуальном мире с реально знакомыми людьми.
  • Отслеживайте группы. Смотрите, в какие сообщества и группы присоединяется ваш ребёнок, и какого рода информация там проходит. 
  • Следите за фото. Нередко фотографии, которые выкладывает ребёнок в интернет, могут стать источником дополнительной информации о вашей семье. Попросите ребёнка не публиковать фото, из которого можно почерпнуть такую информацию.
  • Сдерживаем эмоции. Следите, чтобы ребёнок не был слишком эмоционален в социальных сетях. Злоумышленники обращают внимание именно на эмоционально неустойчивых детей. 
  • Интернет-угрозы. Поддерживая доверительные отношения с ребёнком, узнавайте от него, не поступают ли в социальных сетях в его адрес угрозы или сообщения оскорбительного характера. При наличии таковых, вовремя примите меры.

Оксана Анатольевна Тронина, педагог-психолог


Деликатный разговор с подростком: 9 советов родителям

  1. Не уходите от разговора, не отмахивайтесь от ребенка.  Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере, как при обсуждении любой другой темы. 
  2. Доброжелательно относитесь к любым вопросам. Нельзя обрывать ребенка, высмеивать его, применять окрики, угрозы и наказания.
  3. Сохраняйте тайну разговора, подросток должен быть уверен, что его вопрос не станет известен другим. 
  4. Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам. Подростку хочется задавать вопросы и получать конкретные короткие ответы.  На все вопросы давайте конкретные ответы и идите от простого вопроса к сложному вопросу, но на всех этапах оставайтесь правдивым.
  5. Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами – подростку захочется узнать о вашем отношении, переживаниях и решениях
  6. Не бойтесь сказать ребенку о сексе "слишком много". Из его памяти почти наверняка выветрится все, что он не понял.
  7. Беседы о приближающемся половом созревании следует начинать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста. Физические изменения (в том числе развитие молочных желез, менструации и поллюции) могут появиться и раньше десяти лет.
  8. Если вы не можете ответить на вопрос подростка, не бойтесь признаться в этом. Обратитесь к более знающему человеку, например вашему врачу, он поможет найти нужные сведения. 
  9. Ответив на вопрос, убедитесь, что подросток понял ваши слова. Проверьте также, насколько ваш ответ соответствует тому, что он действительно хотел узнать. Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

Татьяна Владимировна Виноградова, педагог-психолог

 


8 вещей, которые нельзя запрещать ребенку 

1. Есть самому. Да, накормить самим — проще всего, но запретив самостоятельно донести ложку себе в рот, мы мешаем малышу взрослеть, чувствовать себя большим, уверенным в своих силах. Это первые шаги ребенка на пути к самостоятельности. Чтобы не сломать желание и рвение к этой самостоятельности, не запрещайте ее проявлений!

3. Рисовать. Часто мамы не дают детям карандаши или краски, чтобы не испачкался, не разрисовал стены, не наелся красок. Но этого всего можно избежать, сделав краски в домашних условиях, выделив место и одежду для рисования, которые легко отчистить. В рисовании ребенок проявляет чувства и переживания, поскольку словами это сделать ему пока сложно.

2. Помогать вам. Часто слышим «Не трогай, разобьешь!», «Поставь, разольешь!» А проходит несколько лет и жалобы меняются: «Он ничего не хочет делать!». Родители боятся, что малыш доставит кучу хлопот. А ребенку ведь очень важно ощущать свою значимость, понимать, что он нужен. Обратите внимание, с каким рвением и желанием малыш вытирает стол или пылесосит. А еще ему очень нужны похвала и одобрение от родителей. Так что просите ребенка помочь вам, разрешайте помогать и благодарите его за это.

4. Дурачиться, бегать, прыгать, кричать, шуметь. Таким способом ребенок выражает свои эмоции, расслабляется, выплескивает энергию, которая накопилась. Конечно, есть места, где такое поведение неуместно (в общественных местах, на улице и пр.), но дома разрешите малышу быть таким, как ему хочется. Попробуйте вместе с ним подурачиться, и отличный вечер вам обеспечен!

 


5. Лазать по спорткомплексам на улице. Особенно мамы останавливают детишек, чтобы не упал, не ушибся. Они думают, что гораздо проще запретить, чем научить малыша залезть на лестницу, спуститься с горки. На самом деле они ошибаются. Ведь этот запрет не подействует, малыш все равно полезет, но с большей вероятностью упадет, если вдогонку ему кричать: «Упадешь!»


6. Игры с водой. Вода очень манит малышей. Это источник большого счастья и открытий. Поэтому лучше присоединитесь к ребенку, организуйте пространство и получайте удовольствие вместе с ним. 

7. Трогать хрупкие вещи. Лучше будьте начеку и объясняйте ребенку, что с этим стоит быть осторожней, где может быть опасность, как лучше обходиться с этой вещью. Расскажите, что ее можно потрогать, рассмотреть, а потом аккуратно положить. Ребенку часто просто хочется потрогать.

8. Высказывать свое мнение. Помните, что ребенок — это маленькая личность, и у него тоже может быть свое мнение. Поэтому говорите с ним на равных, слушайте его и помните, что он тоже имеет потребности, желания, он тоже чувствует и думает.

Оксана Анатольевна Тронина,

педагог-психолог



Как помочь ребенку настроиться на учебный процесс после летних каникул. 5 правил для родителей

1.Режим дня. Соблюдайте режим дня даже в выходные дни. В первые две недели учебы постарайтесь создать условия, при которых ребенок будет засыпать и просыпаться на 15-20 минут раньше.

Предложите интересную замену фильму, компьютерным играм: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру. Подберите вместе с ребенком любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2.Ребенок должен гулять на свежем воздухе. Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа.

3. Создайте ситуацию успеха. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего.

4. Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным. Проигрывайте дома различные ситуации и спрашивайте ребенка « Как бы ты поступил?»

5.Исключаем кружки и секции в первые три недели после каникул.

Время ребенка надо расписать так, чтобы у него была возможность отдохнуть от учебной деятельности не только перед сном, но и в течение дня

Татьяна Владимировна Виноградова, педагог-психолог


Советы родителям первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.

 

 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Дмитрий Сергеевич Пилькевич, педагог-психолог


Ваш ребенок идет в детский сад

Адаптационный период – это привыкание к новому ритму жизни, к коллективу, новым требованиям и новым людям. Это серьезное испытание для малышей 2-3 лет. На адаптацию специалисты отводят до трех недель, хотя у некоторых детей этот период может длиться и дольше. Чем же родители могут помочь своему ребенку?

 

•      Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

•      Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

•      Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. 

•      Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок, юбочки на резинке.

•      Расширяйте "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

•      Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки.

 

•      Помните, чем спокойнее  и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

•      В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку.

•      Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

•      Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день. 

•      В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

•      Ребенок должен приходить в детский сад только здоровым.

 

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

Оксана Анатольевна Тронина, педагог-психолог


Как определить, что вашему ребёнку нужна помощь психолога?

Психолог оценивает многие факторы, чтобы понять необходимость профессиональной помощи. Вам следует обратиться к психологу…

 

– если эмоциональный спад мешает ребенку в выполнении ежедневных задач, не дает ему развиваться в соответствии со своими возрастными нормами. Например, родительский развод или смерть близкого человека – ситуация, эмоционально дестабилизирующая ребенка, на которую он может реагировать разными способами;

 

– если ребенку с трудом дается учеба в школе, он боится спать в одиночестве и проявляет повышенную тревожность (или наоборот агрессию), когда родителей нет рядом;

 

– если эмоциональные проблемы ребенка мешают его отношениям в семье, даже если ребенок совсем не расстраивается по этому поводу. Мы часто видим такую ситуацию с детьми, у которых есть преувеличенные и нереальные страхи перед школой. Эти дети приходят в бешенство, когда им надо расстаться с родителями и идти в школу. Некоторые родители не готовы справиться с такой проблемой, опаздывают или пропускают работу, чувствуют себя совершенно беспомощными в такой ситуации;

 

– если это дети со сложными проблемами, которые не затрагивают их повседневную деятельность. Они также могут получить от детского психолога дополнительную помощь. Например, дети, которые страдают от серьезных проблем со здоровьем. Задача психолога в таком случае – помочь ребенку развить навыки, которые помогут ему социализироваться, и посоветовать родителям, как лучше всего поддерживать и воспитывать особенного ребенка;

 

– наименее распространенный, но самый серьезный признак того, что ребенок нуждается в психологической терапии – когда поведение ребенка неадекватное и потенциально опасное для жизни. К примеру, если ребенок испытывает слуховые или визуальные галлюцинации, занимается поджогами, кидается на окружающих. Или если ребенок сильно подавлен и начинает заводить разговор о самоубийстве.

 

В этих и в других ситуациях вы можете обратиться к психологу в «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Телефон: 8 (35164) 5-56-31.

 

Татьяна Владимировна Виноградова, педагог-психолог 


Памятка родителю от ребенка

– Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир. Поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим. 

– Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте. 

– Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания. 

– Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

– Не балуйте меня, вы меня этим портите.

– Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место. 

– Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. 

– Не давайте мне обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас. 

– Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

– Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз. 

– Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. 

– Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца. 

– Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество. 

– Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

– Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. 

– И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же... 

 

Татьяна Владимировна Виноградова, педагог-психолог 


Если ребенок плохо себя ведет в возрасте 4-5 лет

Агрессия, драки, истерики. В чем причины такого поведения ребенка? И, главное, что с этим делать? По данным психологов, дети начинают драться в возрасте 2-3 лет. Это происходит из-за того, что они еще плохо говорят и не могут словами что-то объяснить, попросить, отстоять свои права. Также в этом возрасте не развит самоконтроль, и коммуникативные навыки тоже только формируются. Детям 4-7 лет в меньшей степени свойственно драться, в конфликтной ситуации они чаще проявляют вербальную агрессию.

 

В возрасте 2-3 лет ребенок проверяет границы дозволенного. А мамы и папы вместо того, чтобы твердо запретить ребенку драться, и показать альтернативный способ выражения недовольства, только умиляются над ребенком («маленький, а вон какой боевой»). Или бывает так, что родители очень мягкие и не могут поставить твердый запрет. Вообще, очень часто именно вседозволенность приводит ребенка к агрессии. Он дерется и ждет, что его остановят. Если этого не происходит, это только больше сбивает его с толку. И если вовремя не принять меры, то такой вид поведения может закрепиться. Иногда родители, боясь, что их детей будут обижать в детском саду, сами учат ребенка «постоять за себя». Учить ребенка давать сдачи в этом возрасте – грубая ошибка. Он еще не в состоянии провести тонкую грань между защитой и нападением.

 

Если ребенку не хватает общения с родителями, он может начать добиваться внимания нарочито плохим поведением. К тому же, взрослые ругают обычно более эмоционально, чем хвалят, значит, цель будет вдвойне достигнута. А потом этот ребенок идет в детский сад и уже сформированную модель поведения применяет на детях. Не овладев дома нужными коммуникативными навыками, он сталкивается здесь с новой проблемой: не знает, как влиться в детский коллектив. В результате, делает что-то назло: он может подбежать и разрушить постройку, над которой остальные дети долго трудились, или отобрать мяч, игрушку. И вот тут веселье: все остальные дети за ним бегают, а потом его еще и ругают взрослые. В итоге ребенок полностью восполняет нехватку внимания.

Итак, что же делать, если ваш малыш плохо себя ведет?

Не торопитесь сразу строго наказывать его.

  • Сначала  твердо донесите до ребенка простые правила поведения;
  • Ребенок должен всегда чувствовать, что запреты – не ваша прихоть, что каждый из них имеет свои веские причины;
  • Поговорите о логических последствиях невыполнения этих правил и предложите ему самому выбрать, как нужно поступать: выполнить правила или нарушить. Таким образом, воспитывается ответственность за свои действия;
  • Будьте последовательны в выполнении правил: «Если ты кидаешься на улице песком в других детей, то сегодня мы идем домой и больше не гуляем, а завтра у нас будет новый шанс»;
  • Предупредив ребенка о последствиях его поведения раз, будьте тверды в своих правилах, не поддавайтесь на слезы и крики «Я больше так не буду!». Провинился сегодня – получил последствия, завтра попробуем снова. Иначе закрепится модель «нарушил правила – попросил прощения – получил все что хотел»;
  • Значительно увеличьте время совместных игр с ребенком. Время родителей, посвященное только ребенку, запоминается им навсегда и греет памятью о нем всю жизнь;
  • Если ребенок требует внимания неадекватным образом, то в этот момент не стоит уделять ему внимания совсем. Вместо этого следует сказать, например: «Через 10-15 минут я освобожусь, и мы с тобой займемся тем, чем ты хочешь». Важно указывать короткое время, поскольку ребенок не воспринимает длительное время, для него это – вечность;
  • Высказывайте свое недовольство только так называемыми «Я-сообщениями». Не говорите «ты такой-сякой» и пр., а вместо этого «мне не нравится то-то и то-то», «мне неприятно, когда ...», «я злюсь, когда...», «мне мешает шум, прошу тебя, пой потише». Никаких угроз и упреков;
  • Как мы уже сказали, в четырехлетнем возрасте дети – подражатели. Потому, если вы не хотите, чтоб ваш ребенок вел себя агрессивно, то крайне нежелательны физические наказания. Наказывая ребенка физически, вы закладываете модель поведения «Кто сильный, тот и прав»;
  • Старайтесь регулировать информацию, которая поступает к ребенку извне. В первую очередь, мультфильмы. Постарайтесь исключить из просмотра мультики агрессивного содержания, пусть будет больше фильмов, основанных на диалогах, тех, где нужно подумать;
  • Почему ребенок привлекает негативное внимание? Потому что не знает, как вызвать позитивное. Постарайтесь больше уделять внимания всему положительному в ребенке. Чаще хвалите достижения, положительные качества малыша (составьте список – их немало, чаще замечайте хорошее), поддерживайте его, если он совершает ошибки, ободряйте в неудачах. Пусть он привыкнет к мысли «я – хороший, любимый и нужный», он будет дорожить этой мыслью и стараться ее поддержать в окружающих.

Оксана Анатольевна Тронина, педагог-психолог